Екатерининский собор - сердце русского Урала

События последнего десятилетия, связанные со строительством храма (протесты, опросы общественного мнения, дискуссии Церкви с городскими властями и горожанами о месте строительства, готовность благотворителей незамедлительно приступить к работам), обходят стороной единственно возможное решение вопроса: возведение собора на месте его исторического расположения.

 

Отсутствие согласия в многоукладном и разноликом Екатеринбурге – не объективная данность, а предмет умелой манипуляции оппозиционных сил, которые заинтересованы в том, чтобы расшатать ситуацию в стране, о чем недвусмысленно заявил митрополит Илларион 1 июня на телеканале «Россия-24».

 

Понимая сложность ситуации, Церковь, Президент, городские власти продолжают диалог со светской общественностью. Так, во время недавнего усиления протестов против строительства храма на площадке у театра Драмы, Владимир Путин предложил еще раз опросить горожан. 27 мая 2019 года, по итогам опроса ВЦИОМ, городская Администрация опубликовала на Информационном портале Екатеринбурга список из нескольких десятков возможных площадок. На заседании экспертного совета в Администрации Екатеринбурга по инициативе архитекторов список был сокращен до 5 мест, среди которых было указано и первоначальное месторасположение Екатерининского собора – площадь Труда (бывшая Соборная).

 

Пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков заявил, что храм Святой Екатерины будет непременно построен, если не в сквере у театра Драмы, то в другом месте. Благотворители храма – УГМК и РМК – также сообщили о готовности вновь подождать решения жителей Екатеринбурга, городских властей и Екатеринбургской епархии. Очередного «окончательного решения» ждут уже во второй половине 2019-го года.

 

В дискуссиях вокруг месторасположения собора Святой Екатерины настораживает одно: недостаточное внимание городских властей к голосу православного сообщества. Помимо санкционированных митингов, молебнов в часовне Святой Екатерины, выстроенной на месте Екатерининского собора, православные активисты ведут просветительскую работу в СМИ, социальных сетях, городском пространстве. Яркое тому доказательство – выставка «Храм в сердце памяти» в сквере на площади Труда. Проект, подготовленный Екатеринбургской епархией при участии Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX веке, Свердловского краеведческого музея, впервые публично и подробно раскрывает историческое, сакральное и государственное значение «горного собора» и его ключевую роль в жизни Екатеринбурга.

 

Здоровый патриотизм, грамотная позиция православной общины Екатеринбурга является важным поводом для прекращения праздных поисков «абстрактного» места для Екатерининского собора и обращения к единственно приемлемому, историческому месторасположению – бывшей Соборной площади. Выдвигаемые «оппозицией» аргументы урбанистического и экологического характера неубедительны.

 

В 2018 г. Русский Художественный Союз, совместно с Управлением культуры г. Екатеринбурга, провел исследование городской и культурной среды «Екатеринбургский пульс». Исследование показало: ни концентрация исторических святынь в центре города, ни объем площади, ни часовня Святой Екатерины, ни памятники архитектуры (ансамбль бывшего Свердловского горисполкома и знаменитый Дом Севастьянова) не препятствуют восстановлению храма на историческом месте. Напротив, места достаточно, а стилистика сдержанного, петровского барокко – необходимое гармоническое звено между строгостью конструктивизма и роскошью купеческой эклектики.

 

Особый аргумент «оппозиции» против построения храма на историческом месте – разбитый там сквер с фонтаном «Каменный цветок» и памятником Татищеву и Де Геннину. Как показала экспертиза, сквер легко перенести на другое место в центре города, а «Каменный цветок», скромный памятник советской скульптуры в честь бажовской сказки, играет для собора Святой Екатерины примерно ту же роль, что бассейн «Москва» - для храма Христа Спасителя. Сквер, равно как и бассейн, конечно, не должен препятствовать восстановлению исторической святыни.

Речь идет именно об исторической справедливости. Ситуация предельно проста и в этическом, и в градостроительном, и в историческом ракурсах. Но эта простота парадоксально переворачивается, превращаясь в запутанный клубок мнений и инициатив.

Простота и очевидность заключаются в том, что собор всегда был центром города и связан с его именем. Посетителей Музея города Екатеринбурга встречает старинная карта города, которая демонстрирует уникальное значение Екатерининского собора. Ровесник города, собор стал сердцем заводского Екатеринбурга и, шире – горнозаводского Урала. Вместе с Богоявленским собором на Торговой площади собор Святой Екатерины на Соборной площади заложил крестообразную символическую и функциональную матрицу Екатеринбурга как города-крепости и города-тракта, города державного и города купеческого. Стоявшие симметрично, по обе стороны заводской плотины через реку Исеть, православные святыни служили воротами в третью столицу России. Спроектированная Виллимом де Геннином крепость воплотила научный трактат инженера об идеальном городе. Парадоксально, но спустя десятилетия трактат оказал сильнейшее влияние на европейскую архитектуру и через идеи Ле Корбюзье вернулся в родной город, воплотившись в шедеврах мирового конструктивизма. Не случайно, как свидетельствуют местные архитекторы, на собор Святой Екатерины ориентирована ось легендарного архитектурного комплекса «Уралмаш».

 

На протяжении всей истории города Екатерининский собор играл роль мощного культурного центра: здесь была самая большая библиотека и воскресная школа, учиться в которой мог любой желающий. Здесь давали присягу горные инженеры и оружейники, праздновался главный городской праздник – день Святой великомученицы Екатерины и легендарный благотворительный праздник Белого цветка, сюда было передано знамя Уральского Горнозаводского батальона, отсюда уходили на фронт войска. Возможно, в России нет здания, более ярко выражающего гений места, дух русского Урала, в религиозном, функциональном и социальном смысле. Нет сомнений, что поставленный подле Екатерининского собора памятник Татищеву и Геннину обретет прочную ассоциацию с памятником Минину и Пожарскому у храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

 

Мы убеждены, что новый собор должен быть воссоздан по мотивам разрушенного, с учетом архитектурного контекста. Желательно интегрировать в новый ансамбль и существующую часовню Святой Екатерины, а также остатки фундамента, которые могут быть обнаружены в результате археологических изысканий. Компенсировать сквер на ближайшей новой территории, перенести фонтан и передвинуть памятник Татищеву и Де Геннину не составит никакого труда. Для создания проекта храма важно привлечь лучших проектировщиков, возможно – по результатам национального или даже международного конкурса.

 

Представленные общественности результаты конкурса не оставят камня на камне от аргументации противников храма. Архитектура собора должна стать важным шагом на пути к консолидации городского сообщества, символом связи поколений и примером гармонизации урбанистической среды Екатеринбурга.

   

Председатель Русского Художественного Союза,
художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков

 

Писатель, публицист, Глава Правления Русского Художественного Союза Захар Прилепин


Заслуженный артист России Сергей Пускепалис


Главный редактор журнала «Охраняется государством», автор главы «Культурное наследие» в исследовании «Екатеринбургский пульс» Андрей Новиков-Ланской


Член Общественной палаты г. Екатеринбурга, креативный директор агентства Streetart Евгений Фатеев                                

 

Архитектор, автор главы «Архитектура» в исследовании «Екатеринбургский пульс» Василиса Гончарова

 

Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, автор и ведущая программ телеканала «СПАС» Елена Жосул

 

Заслуженный архитектор России, председатель правления Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов                               

 

Художник Алексей Гинтовт