Лаборатория современной драматургии "Театр для зрителя"

Лаборатория современной драматургии "Театр для зрителя"

Москва - Сочи
ноябрь 2018 - март 2019
laboratoriasd@yandex.ru

                                                                   
XII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета объявляет о новом проекте - 
Лаборатории современной драматургии «Театр для зрителя»


ТЕАТР ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
лаборатория современной драматургии

Продюсер:
Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета
Дмитрий Гринченко

Кураторы:
Эдуард Бояков
Руслан Маликов
Владимир Забалуев

CПИСОК УЧАСТНИКОВ

1. Сергей Давыдов (г. Самара)

2. Тимофей Ильевский (Иван Крепостной), (Белоруссия, г. Брест)

3. Елена Лазович (Украина, г. Киев)

4. Ольга Погодина-Кузьмина (г. Санкт-Петербург)

5. Константин Потапов (г. Москва)

6. Анна Ревякина (г. Донецк)

7. Денис Ретров (г. Москва)

8. Екатерина Свердлова (г. Омск)

9. Алексей Синяев (г. Екатеринбург)

10. Азамат Цебоев (г. Москва)

11. Даниил Чекрыгин (г. Москва)

12. Денис Ядров (Иркутская обл. г. Усть-Илимск)

ПРОБЛЕМАТИКА

В начале 2000-х в российском театре сформировалось движение «Новая драма». Целое поколение молодых драматургов стало известно сперва театральным критикам и режиссерам лабораторных театров, потом широкому кругу театральных зрителей.  Заявил о себе фестиваль «Новая драма».  Возникли театры, ориентированные исключительно на современную пьесу (Центр Драматургии и режиссуры, Театр.док, Театр «Практика») . Пьесы Е.Гришковца, О.Мухиной, В.Ливанова, М.Курочкина, В.Сигарева, братьев Пресняковых, Ю.Клавдиева, братьев Дурненковых, И.Вырыпаева начали ставить и региональные профессиональные театры, и столичные. К этому прибавился интерес со стороны кинематографа. Сигарев, Серебренников, Вырыпаев, Хлебников, Попогребский, связанные так или иначе с Новой драмой, стали востребованы не только на театральных фестивалях, но и на киносмотрах – сперва на российских, потом на международных – Венеция, Берлин, Рим, Канны.  Возник интерес на Западе, прошли премьеры в крупнейших театрах - Ройал Корт, Национальный театр в Лондоне, Комеди Франзез, на Эдинбургском и Авиньонском фестивалях. Появился интерес со стороны российских академических театров (МХТ, Александринка, БДТ). Сложилась система драматургических лабораторий и драматургических конкурсов («Евразия», «Любимовка», «Действующие лица» и  др).

Все говорило о том, что феномен современной российской драматургии почти сформировался, шлюзы открыты и мы станем свидетелями нового расцвета, новой эпохи в русской драматургии.  Появятся наконец пьесы, которые говорят о нашем времени на современном языке, с правом говорить от имени великой русской литературы и великого русского театра.

Но, не достигнув пика, ситуация начала  развиваться в обратном направлении.
Те таланты, которые заявили  было о себе на театральном поле, либо просто остановились в развитии, либо ушли в кино или  телевизионное сериальное производство, либо остались в лабораторном пространстве, которое питается полуслучайными грантами и довольствуется возвращением к  статусу непризнанных авангардистов.  

Прорыв не случился, сегодня можно это констатировать. Премьеры современных пьес не становятся большими событиями. На сценах столичных и провинциальных театров по прежнему комбинация из классики (Шекспир,  Чехов и тд),  интеллектуального  бульвара (Шмитт)   и откровенного бульвара (Куни).

Это вдвойне обидно, когда  в российском кинематографе можно говорить о прорыве,  кассовом успехе, новом технологическом и  сценарном уровне.  

ИДЕЯ

Есть ли шанс на рождение феномена современной российской пьесы для зрителя?

Это вопрос открытый.  Инициаторы драматургической лаборатории «Театр для Зрителей»  (Зимний фестиваль  искусств Юрия Башмета, который с каждым годом все активнее движется в сторону не только музыкального фестиваля, но и междисциплинарного форума, большого performing arts фестиваля  и кураторы, известные своими проектами в области драматургии Эдуард Бояков, Владимир Забалуев и Руслан Маликов) вместе с участниками лаборатории,  попробуют на него ответить.

Название лаборатории дает достаточно полную информацию о предмете и намерениях.  «Театр для Зрителя».  Драматургия для зрителей. 

То есть речь идет о поиске, создании пьес, которые смогут идти в академических театрах не только  на малых, но и  на больших сценах. Пьес, которые явят городу и сцене современного героя, заставят вспомнить формулу великого Стреллера – Театр для людей. 

ФОРМАТ

Концепция лаборатории предполагает  фокус на трех проблемах:
образование,  литературоведческая экспертиза,  продюсирование.  Это связано во-первых, с тем, что кураторы лаборатории представляют три профессии (продюсер, режиссер, драматург) ,  во-вторых, с тем, что работа планируется с самыми разными жанрами (от поэтического театра до музыкального либретто),  в третьих, с тем, что участники лаборатории (10-12 авторов) принадлежат к двум категориям: половина участников – опытные профессионалы, другая половина – начинающие драматурги.  Это создаст по замыслу создателей Лаборатории, уникальный контекст, в котором творческие и образовательные функции будут переходить от одного участника к другому.

Первый сезон Лаборатории – это две сессии в Москве и Сочи -  в декабре 2018 и в феврале  2019,  а также большая селекционная,  подготовительная и творческая работа между сессиями. 

СЕССИЯ 1

6-11 декабря 2018.
Москва или окрестности.
Первый воркшоп. 10 участников, 3 куратора.  6 дней.
Участники - условно, два поколения. Первое - молодые, начинающие, перспективные.  Второе –опытные, сотрудничающие с  театрами, тв и кинокомпаниями .

Тема первой сессии:
- обзор феноменов «Новой драмы» и документального театра;
- обзор ситуации в кинодраматургии;
- знакомство участников, представление текстов и идей, которые будут разрабатываться в дальнейшем

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

Работа с результатами Сессии 1,  реализация принятого на Сессии плана работ, включающего не только написание тритментов, эскизов пьес, но и образовательный, аналитический блок.

СЕССИЯ 2

Февраль (вторая половина) 2019.
Сочи. Зимний Фестиваль Юрия Башмета.
Второй воркшоп. 10 участников, 3 куратора.  6 дней.

Первые результаты Лаборатории.
- Доклад-презентация о Лаборатории, о методе, о творческих и учебных модулях
- Показы-читки, обсуждение текстов.
- Подключение лаборатории к «гению места», к Сочи, к местному контексту.
 - Обсуждение планов и постановок на следующем фестивале, подключение Лаборатории  к фестивальному процессу, запуск продюсирования. (В идеале, фестиваль через несколько лет должен быть интересен собственными постановками, программами,  production, также, как и приглашаемыми звездами. Таков феномен и пропорция, например, Эдинбурга.).
- Выход Лаборатории в онлайн. Открытие сайта (или раздела на сайте Фестиваля) – постоянно действующего, сопровождающего лабораторный процесс весь год.

ИНФОРМАЦИЯ О ФЕСТИВАЛЕ

С 14 по 24 февраля 2019 года в Сочи будет проходить один из самых значимых культурных форумов нашей страны, XII Зимний международный фестиваль искусств. Артистический директор фестиваля - Юрий Башмет.

Этот ежегодный фестиваль стал уже «визитной карточкой» зимнего Сочи, города, который в это время года становится главной культурной площадкой страны, куда съезжаются ведущие мировые звезды, многочисленные туристы, пресса, где формируются тенденции развития российской и мировой культуры. Работу фестиваля в 2018 году освещали более 150 российских и зарубежных журналистов.

С 2011 года Сочинский фестиваль является членом Европейской ассоциации фестивалей, и сегодня входит в двадцатку лучших фестивалей мира. Зимний международный фестиваль искусств в Сочи – один из ярких примеров, как можно сегодня создать в России проект мирового масштаба и всего за 10 лет добиться признания в культурном сообществе. На фестивале выступали выдающиеся мастера - Константин Хабенский, Денис Мацуев, Виктор Крамер, Нино Катамадзе, Максим Венгеров, Диана Арбенина, Валерий Гергиев, Артуро Сандаваль, Евгений Миронов, Барбара Фриттоли.

Фестиваль развивается в рамках долгосрочной стратегии, поддержанной Президентом РФ В.В. Путиным.

В 2019 году в рамках фестиваля запланирована обширная программа с участием крупных российских и зарубежных артистов. Традиционно состоится целый ряд мировых премьер - как музыкальных, так и театрально – музыкальных. Большое внимание на фестивале будет уделено молодому поколению. Пройдут музыкальная, вокальная, театральная академии, состоятся мастер – классы для молодых композиторов, сессии Всероссийского юношеского симфонического оркестра, занятия Школы молодых журналистов.

Сроки Фестиваля в 2019 год совпадают с Инвестиционным форумом в Сочи, фестиваль будет частью его официальной культурной программы.

ИНФОРМАЦИЯ О КУРАТОРАХ

ЭДУАРД БОЯКОВ
продюсер, режиссер, педагог

В 1995-м учредил совместно с СТД РФ Ассоциацию «Золотая Маска», которая начала проводить ежегодный театральный фестиваль и вручение национальной театральной премии «Золотая Маска». Создатель Московского Пасхального фестиваля (совместно с Валерием Гергиевым), создатель фестиваля современной драматургии «Новая драма» (совместно с Еленой Греминой, Михаилом Угаровым), фестиваля театра для детей «Большая Перемена», фестиваля театра и кино о современности «Текстура», фестиваля «Традиция» (совместно с Захаром Прилепиным).

Продюсер и постановщик более 50 спектаклей в Мариинском театре, Большом театре, МХТ им. Чехова, Центре им. Мейерхольда, театре «Практика». Участник копродукций с Метрополитен-опера, Линкольн-центром, Барбикан, Лондонским филармоническим оркестром, Холланд-фестиваль и др.

В 2005 году Эдуард открыл театр «Практика», который , по мнению экспертов, стал самым актуальным и модным театром Москвы. В 2009 году создал театр «Сцена-Молот» в Перми. В 2012году - «Политеатр» в легендарной Большой аудитории Политехнического музея в Москве.

Автор документального театрального проекта «Человек.doc» (2010г.) – серии спектаклей о культурных героях сегодняшнего времени.

Куратор выставки «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг.» (Манеж, 2015г.). Автор концепции Павильона Культура на ВДНХ (Павильон
«Культпросвет») (2015г.). Режиссер Пасхального концерта Хора Сретенского монастыря в Крокус Сити Холл (2016г.). Режиссер-постановщик шоу «Кавказские пленники» на курорте Роза Хутор. Руководитель авторской группы разработчиков концепции творческого кластера «Коктебель-Парк» (Крым 2017).

Инициатор создания (совместно с Захаром Прилепиным) и председатель Русского Художественного Союза. Целью Союза является формирование национальной идентичности средствами искусства, создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил (2017г.).

Продюсер первого форума активных мирян «Фавор» в Колонном зале Дома Союзов (2018г.) Режиссер-постановщик Гала-открытия Санкт-Петербургского культурного Форума в Мариинском театре (2018г.)

Лауреат Дягилевской премии (2003). 

Член Правления Института Культурной политики (с 2003).

Инициатор ряда издательских проектов: серии пьес современных зарубежных и российских драматургов «New Writing», автор предисловия к книге Ф. Котлера «Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств».

Доверенное лицо кандидата в президенты Российской Федерации В.В. Путина (2018)

РУСЛАН МАЛИКОВ
режиссер, актер

Режиссер, сценарист, педагог, художественный руководитель мастерской на театральном факультете Воронежского института искусств.
Постановщик спектаклей, читок и театральных перформансов в Театре.док, театре «Практика», Политеатре, Театре Наций, Центре имени Вс. Мейерхольда, Воронежском Камерном театре, Национальном театре Великобритании. Соавтор спектакля «Акын-опера», поставленного в Театре.док и получившего в 2014 году «Золотую маску».

Активный участник фестивалей «Любимовка», «Майские чтения», «Текстура». Резидент Международного фестиваля-школы современного искусства TERRITORIЯ. Лауреат фестиваля «Новая драма». 

Работал с Ингеборгой Дапкунайте, Евгением Мироновым, Андреем Смоляковым, Дмитрием Брусникиным.

Проводит мастер-классы, тренинги и лекции для актеров и режиссеров в России и за рубежом.

Один из главных специалистов по социальному театру в России. Режиссер спектакля «Прикасаемые» – первой в мире постановке, в которой задействованы как зрячеслышащие, так и слепоглухие актеры. В спектакле принимали участие Егор Бероев, Евгений Цыганов, Альберт Филозоф, Ольга Яковлева, Данила Козловский, Чулпан Хаматова и другие известные актеры театра и кино. В октябре 2017 года в Национальном театре Великобритании состоялась премьера международной версии спектакля «Прикасаемые». В декабре 2017 международная версия была показана в Париже.

ВЛАДИМИР ЗАБАЛУЕВ
драматург, сценарист

Работал редактором отдела журнала "Новая и новейшая история". Восемь лет работал в Фонде эффективной политики. Переводчик с английского и немецкого – порядка 15 книг. Публикации на темы театральной и культурной жизни на сайте «Русский журнал» (www.russ.ru), в «Независимой газете», «Новых Известиях», "Времени Новостей", в журналах «Современная драматургия», «Театр», «Новый мир», «Октябрь», «Смысл», «Апология». Часто пишет в соавторстве с Алексеем Зензиновым. Работает через агентство «Стардаст».

Сценарист, прозаик, драматург : пьесы и проза публиковались в журналах "Современная драматургия", "Театр", "Искусство кино", "Октябрь", "Новый мир".

Спектакли : Театр.doc, театры "Практика", "Политеатр", "Мастерская", Центр драматургии и режиссуры, Детский музыкально-драматический театра "А-Я".

Шоу: "Сплав" (представление в Колонном зале Дома Союзов к юбилею "Норникеля"), "Кавказский пленник" (летняя феерия в горах на "Роза-хутор"), гала-концерт Культурного форума в Петербурге-2018.