Культурное наследие

Культурное наследие — краеугольный камень самосознания нации. Историческая память,
сбережение традиций и материальных артефактов условие сохранения национального единства и
собственной идентичности. Для Русского Художественного Союза, сосредоточенного на удержании
фундаментальных эстетических и нравственных ценностей русской цивилизации, вопрос о
сохранении национального культурного наследия является принципиальным.

К историко-культурному наследию принято относить, прежде всего, материальные объекты —
движимые и недвижимые. Если говорить о произведениях искусства и значимых исторических
предметах и документах, то положение крупных национальных музеев, архивов, театров и
библиотек в больших городах относительно благополучно. В провинции же они выживают только
благодаря личному энтузиазму сотрудников, подвергаясь опасности захвата и уничтожения со
стороны недобросовестных местных чиновников и коммерсантов. А между тем отношение к наследию предков формируются прежде всего на малой родине.

Планомерный снос исторических зданий в советские годы сформировал пренебрежительное
отношение к старым постройкам. И если сегодня снос храма, все же, выглядит кощунством, то
решение о ликвидации старого городского особняка ради строительства современного торгового
центра принимается с легкостью и обычно не вызывает возражений общественности.

Принято считать, что реставрация — дело дорогое, но это не совсем так: Европа давно
освоила метод более аутентичной и дешевой консервации, а кроме того, накопила разнообразный
опыт приспособления старых объектов к новому использованию. Новая жизнь архитектурного
памятника — залог здоровья «гения места».

В сложной ситуации оказались старинные храмы: являясь охраняемыми памятниками, они
находятся на балансе Церкви, и качество реставрации определяется настоятелями, часто далекими
от тонкостей реставрационной практики.

Профессия реставратора — отдельная проблема. Уходит советская реставрационная школа,
которая совсем недавно не уступала европейской. Сама отрасль устроена сегодня так, что
квалифицированные мастера оказываются не у дел. Кроме того, в России в принципе не существует
подготовки управленцев в сфере наследия, а без этого грамотное сохранение памятника
невозможно. Вопрос профессионального образования и сертификации стоит очень остро.

Русский Художественный Союз намерен осуществлять проекты, связанные с культурным
наследием, как самостоятельно, так и во взаимодействии с ключевыми участниками отрасли —
Министерством культуры РФ, Русской Православной Церковью, международными структурами
(ЮНЕСКО), общественными объединениями (ВООПиК, «Архнадзор»), благотворительными фондами,
организациями реставраторов, архитекторов, музееведов, краеведов, волонтеров, частными
собственниками исторической недвижимости, строительным и туристическим бизнесом.

Важный аспект нашей деятельности — привлечение СМИ и социальных сетей для популяризации
русского культурного наследия, особенно в молодежной среде. Культурное наследие должно войти
в моду! В Италии, Франции, Великобритании и других странах Европы памятники архитектуры давно
стали частью современной жизни. Это не только символический капитал, но и экономически
осмысленный актив.

Мы уверены, что наиболее эффективным способом приобщения людей к делу сохранения в России
станут творческие решения, представляющие объекты наследия в неожиданном, современном
ракурсе, с привлекательными вариантами их использования, формирующие личное эмоциональное
отношение к ним. Такой подход возможен благодаря междисциплинарному, мультиформатному
характеру Русского Художественного Союза, объединяющему творцов-единомышленников в самых
разных видах искусства.