Литература

Современная литература переболела всеми недугами последних лет. Диктат массового рынка
упрощает тексты до бульварного чтива. Отказ от классических критериев привел к самопотере
автора в бесконечной игре интерпретаций. С распространением Интернета сама книга оказалась
под угрозой исчезновения, изменился характер чтения, мышления. Длинные тексты о мировых
проблемах сократились до реплик в социальных сетях. Слово сменилось картинкой, мемом, который
считывается мгновенно, поверхностно. Однако вряд ли стоит соглашаться с теми, кто считает,
что Россия Толстого, Достоевского, Леонова, Распутина ушла навсегда. Напротив, она стала актуальнее, стала ближе к телу. «Мне кажется, что культура предлагает не только добровольный выбор. Это вот как мыть руки перед едой, говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания».

Возможно, детям это кажется лишним и не очень понятным. Но мне кажется, что русская классика входит в перечень необходимых жизненных действий, которые в определенном возрасте человек должен получить независимо от того, хочет он это получить или нет», — говорит Алексей Варламов. А в другом месте он приводит платоновское сравнение творчества с потением — «функцией организма, которая происходит сама по себе... помимо воли и сознания». Классика, подлинное творчество — это онтологическая норма писателя. «Хороший писатель» для него — оксюморон. Писатель либо есть, либо его нет.

По сравнению с архитектурой, кино или театром, литература наименее затратный вид искусства
и поэтому восстанавливается быстрее, о чем свидетельствует яркая плеяда авторов, появившаяся
в последние годы. Это не просто писатели, но жизнетворцы — с ясной и горячей позицией —
патриотической, нравственной, эстетической. Сама жизнь заставляет сделать выбор, и литература
тут же отзывается. Лейтмотив их произведений: «как я выбрался из тьмы», «как я преодолел
безверие». «Спасешься сам — тысячи вокруг тебя спасутся» — эти слова Серафима Саровского —
они о сегодняшней литературе. Появляются независимые литературные премии, цель которых —
стимулировать создание жизнеутверждающих, добрых произведений о простых людях.


Документальность перестает быть источником негатива и прорастает новыми биографическими
исследованиями. Нравственный интерес к литературе зримо улучшает качество киноэкранизаций. А
люди, будто пробудившись от тяжелого сна, с удовольствием цитируют забытого школьного
Пушкина.

Миссия Русского Художественного Союза – поддержать этот стихийный, живой процесс на
междисциплинарном уровне. Это могут быть театрализованные поэтические спектакли, возрождение литературных оазисов прошлого, новый дизайн классических сборников, всевозможные акции на городских праздниках и экспериментальные образовательные программы, прививающие детям интерес к чтению и многое другое.